Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза — исследование продуктов речевой деятельности, направленное на установление значимых фактов и получение ответов на поставленные перед экспертом вопросы. Предметом судебной лингвистической экспертизы являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования естественного или искусственного языка.

Переподготовка по Лингвистической экспертизе проходится в образовательном центре Высшая Школа Экспертизы и Права (ВШЭП). Курсы Лингвистическая экспертиза являются обязательными для специалистов, которые хотят повысить квалификацию и приобрести знания. Курсы повышения квалификации по “Лингвистической экспертизе” проводятся в соответствии с планом образовательной программы. После профессиональной подготовки выдаются документы, подтверждающие прохождение обучения.

Лингвистическая экспертиза

Объекты:

Объектами судебных лингвистических экспертиз являются речевые проявления в форме письменного текста или устного высказывания.

  • публикации в газетах;
  • публикации на интернет-сайтах;
  • видеозаписи и аудиозаписи;
  • личные сообщения, комментарии (WhatsApp, Viber, Telegram, VK, Facebook, Instagram и др.);
  • деловая переписка;
  • договоры и иные корпоративные документы;
  • рекламная продукция и плакаты;
  • иная информация.

Случаи, в которых необходима помощь эксперта:

  • При установлении обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации.
  • При установлении обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью.
  • Для установления степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.
  • При установлении обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом).
  • При установлении обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции.
  • Для установления смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.
  • Для выявления завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах.
  • При установлении обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством.
  • Другие ситуации, требующие специализированных знаний лингвиста.

Вопросы общего характера:

  1. Является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него родным?
  2. Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста?
  3. Является ли творчески-самобытным название, коммерческое имя, товарный знак, слоган, доменное имя?
  4. Содержатся ли в данной статье негативные сведения об определенном лице (лицах), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация? Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о нем, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  5. Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство этого лица, других руководителей данной организации, как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
  6. Подтверждает лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении гражданином (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
  7. Содержит ли данное предложение (цитата) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, задевающие, чернящие деловую репутацию физического или юридического лица?
  8. В каких фрагментах данной статьи (радиопередачи, видеосюжета) содержится информация о деловой репутации данного юридического лица (общественной организации, организации, фирмы)?
  9. Если сведения, изложенные в статье (радиопередаче, видеосюжете), не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, организации)?
  10. Являются ли сведения, изложенные в данном абзаце (цитата), утверждениями о фактах (если да, то каких) или мнением автора (журналиста, редакции) статьи (радиопередачи, видеосюжета)?

Вопросы, возникающие в связи с обвинением в клевете (Ст. 129 УК  РФ).

  1. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения гражданином (ФИО) действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
  2. Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
  3. Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно данного лица?
  4. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие гражданину (ФИО) незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
  5. Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК?

Вопросы, возникающие в связи с обвинением в оскорблении (Ст.  130 УК РФ).

  1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
  2. Содержатся ли в предложении (цитате) слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
  3. Носят ли высказывания (цитата), относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
  4. Имеется ли в высказываниях (цитате) отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе? Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
  5. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
  6. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
  7. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства гражданина (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?

Вопросы, возникающие по спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по  обвинению в экстремизме (ст. 282 УК), в возбуждении ненависти либо вражды, а равно  унижении человеческого достоинства.

  1. Имеются ли в сюжетах, показанных данной телекомпанией (воспроизведенных радиостанцией, текстах, опубликованных в прессе), слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
  2. Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если да, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т. п.?
  3. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, конфессиональной или социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?
  4. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
  5. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессии, расы?
  6. Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или социальной группы?
  7. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
  8. Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?
  9. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации, расы и неполноценности, порочности другой?
  10. Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
  11. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
  12. Есть ли высказывания об изначальной враждебности, о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
  13. Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
  14. Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной, конфессиональной или этнической группы?
  15. Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
  16. Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
  17. Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?

Вопросы, относящиеся исключительно к письменной речи:

  1. Составлен ли данный документ лицом, обладающим навыками научного (публицистического, делового и проч.) стиля письменной речи?
  2. В каком значении употреблено слово (цитата) в контексте данного абзаца или предложения (цитата) в статье, опубликованной в печатном издании (название)?
  3. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации (название)?
  4. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?

По результатам исследования судебные эксперты «Вышей Школы Экспертизы и Права» выносят экспертное заключение, содержащее истинные выводы на основании предоставленных данных для исследования.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Popular Articles

Everything Just Becomes So Easy

Lorem Ipsum is simply dumy text of the printing typesetting industry lorem ipsum.

Most Recent Posts

  • All Post
  • SMM и маркетинг
  • Uncategorized
  • Архитектура и дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Блог - образование
  • Бухгалтерия и Аудит
  • Горная промышленность и маркшейдерское дело
  • Государственные закупки
  • Землеустройство
  • Инженерные изыскания
  • Институт судебной экспертизы
  • Информационные технологии и информационная безопасность
  • Кадровое делопроизводство
  • Компьютеры и технологии
  • Контакты
  • Лаборатории
  • Личная Эффективность и Тайм-менеджмент
  • Логистика
  • маркетинг
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Национальная безопасность
  • Нефтегазовое дело
  • Новости ВШЭП
  • Образование
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Обслуживание мед. техники
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Повышение квалификации
  • Подарочные образовательные направления
  • Подъемные сооружения и лифты
  • Политика конфиденциальности
  • Прикладное образование
  • Проектирование
  • Профессиональная переподготовка
  • Психология
  • Сертификаты
  • Сертификация
  • слайдер
  • Стандартизация и метрология
  • Строительство
  • Судебная экспертиза
  • Теплогазоснабжение
  • Транспортная безопасность
  • Фармация
  • Холодильное оборудование
  • Черновик
  • Экологическая безопасность
  • Энергетика
  • Юриспруденция

© 2024 официальный сайт Высшая Школа Экспертизы и Права