Искусствоведческая экспертиза

Искусствоведческая экспертиза –  это исследование предметов изобретенного искусства, проводимое лицом, имеющим специальные знания в области исследуемого предмета, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях получения ответа на вопросы, требующие специальных искусствоведческих, эстетических культурологических, психологических  познаний. Эксперты-искусствоведы проводят объективную оценку объекта искусствоведческой экспертизы на предмет их достоверности и достаточности. Это связано с отсутствием единых критериев в оценке сведений, предоставляемых экспертом. Искусствоведческая экспертиза напрямую связана с объектами исключительных прав и судебной патентоведческой экспертизой. Патентная экспертиза призвана ответить на вопросы связанные с защитой охраняемых законом объектов авторского права.

Культурологическая экспертиза это не официальной название искусствоведческой экспертизы, которая она получила благодаря тому что искусство напрямую связано с культурологией как учением социальным о культурных ценностях. Культурологическая экспертиза икон позволяет определить их ценность как сугубо с точки зрения расследования уголовного дела о хищении икон, так и с культурной точки зрения как объекта культурного и духовного наследия.

Религоведческая экспертиза проводимая при расследовании уголовных дел о розжигани межнациональной розни и оскорблениях. Историческая экспертиза проводиться в форме комплексной судебной религиоведческой исторической психологической лингвистической экспертизы.

Историческая культурологическая экспертиза проводиться в отношении объектов культурного наследия напрямую связанных с религиозными верованиями людей. Социальная и культурная подоплека расследования судебных дел об оскорблениях и клевете зачастую связана именно с религиозными предрассудками граждан. Общеизвестно, что многие конфликты длятся весьма продолжительное время. Историческая религиозная экспертиза позволяет установить юридические факты напрямую относящиеся к предмету судебного доказывания.

Художественная культурная экспертиза напрямую устанавливает не является ли имеющий объект творчества подделкой. Историческая искусствоведческая экспертиза предметом которой являются стоимость и культурная ценность товара напрямую определяет стоимость искуствоведской экспертизы.

Судебная лингвистическая экспертиза назначается в основном по уголовным и гражданским делам об оскорбления и клевете, унижениям чести достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц. При этом зачастую она проводиться в форме комплексного исследования всех фактов имеющих экспертное значение.

Объекты искусствоведческого исследования

К объектам искусствоведческого исследования относятся

  • Живопись – картины, иконы, мозаики, фрески, графические изображения. Материалы и могут быть самые разные – холст, дерево, металл, камень, картон. Это относится и к краскам – исследуются картины, написанные маслом, акварелью, гуашью, и другими средствами, вплоть до угля и восковой живописи.
  • Скульптура – гипсовая, глиняная, восковая, бронзовая, других видов металла. Это далеко не полный перечень материалов. Исследуются скульптуры, изображающие тела людей и животных, их лица, места и предметы, сложные сцены. Также исследуются рельефные изображения – разновидность скульптуры, вылепленная на плоском фоне.
  • Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки, другие произведения из керамики, фарфора, фаянса, часто с нанесенным на них изображением.
  • Тексты – проза и стихи, книги, рукописи. Здесь может иметь значение не только произведение целиком, но и небольшой автограф известного автора – например, страница, написанная его рукой.
  • Музыкальные произведения.
  • Фото- и видеоматериалы.
  • Старинная мебель.
  • Одежда прошлых веков.
  • Старые открытки, марки.
  • Монеты, давно вышедшие из обращения.
  • Старинное оружие.
  • Иные вещи, не представляются ценности в качества предметов искусства, но изготовленные много веков назад.
  • Эротические/порнографические материалы.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

Основной целью искусствоведческой экспертизы, проводимой по инициативе суда или следственных органов, является атрибуция предмета исследования, установление его подлинности, авторства, а также ценности для человечества с точки зрения культурного наследия. Атрибуция включает в себя определение времени, обстоятельств и места создания вещи на основе знаний художественных стилей, техник и школ, присущих определенному историческому этапу.

Часто для установления подлинности произведения искусства требуется проведение химических и физических исследований. А значит, исполнитель таких работ должен иметь современную исследовательскую лабораторию, оснащенную сложным аналитическим оборудованием.

Предметом историко-искусствоведческой экспертизы могут быть:

  • произведения живописи и скульптуры (картины, иконы, гобелены и статуэтки);
  • предметы искусства декоративно-прикладного назначения;
  • различное старинное и древнее оружие;
  • антикварные предметы мебели;
  • одежда прошлых веков;
  • фотографии, почтовые марки и открытки;
  • антикварные книги;
  • древние рукописи и рукописные музыкальные произведения;
  • рисунки, фото и видеоматериалы порнографического характера

Правовое положение искусствоведческой экспертизы

Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел. К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества. Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

  • 146 – нарушение авторских и смежных прав.
  • 159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
  • 164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
  • 190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
  • 222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  • 242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
  • 243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

Виды искусствоведческих экспертиз и порядок их проведения

Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.

Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:

  • установление авторства;
  • поиск нарушений этических норм;
  • определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
  • установление цены произведения искусства;
  • определение срока изготовления исследуемого предмета.

По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:

  • экспертиза произведений живописи;
  • экспертиза исторического оружия;
  • экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
  • экспертиза древних книг;
  • экспертиза антиквариата;
  • геральдическая экспертиза;
  • экспертиза порнографии;
  • искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.

В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:

  • имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
  • относится ли он к предметам искусства;
  • где и когда он был создан;
  • является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
  • какова его ориентировочная стоимость;
  • является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.

Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.

К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах. Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении. Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.

Вопросы для разрешения искусствоведческой экспертизой

  1. Чем является предмет исследования подделкой или же оригиналом?
  2. Относится ли к тому или иному виду ценностей данный предмет, если имеются признаки?
  3. Относится ли к предметам искусства данный объект?
  4. Кто из авторов является создателем музыкального произведения, рукописи и других предметов исследования?
  5. К какой эпохе и месту относится изготовление конкретного предмета (атрибуция)?
  6. Является исследуемый объект раритетом, представляющим конкретную научную ценность?
  7. Подвергался ли исследуемый объект реставрационным работам?
  8. Какова степень сохранности объекта?
  9. Историческая ценность предмета, если она есть?
  10. Вид искусства, ремесла исследуемого предмета?
  11. Каков состав изготовления предмета?
  12. Степень дефектов и состояния объекта?
  13. В какое точный промежуток времени создан объект?
  14. Кто является автором исследуемого предмета?
  15. Где создан данный объект или предмет искусства?
  16. Уникальность предмета – был создан в единственном экземпляре или имеются аналоги предмета?

По результатам исследования судебные эксперты «Вышей Школы Экспертизы и Права» выносят экспертное заключение, содержащее истинные выводы на основании предоставленных данных для исследования.