Социологическая экспертиза

Социологическая экспертиза – это процессуальные действия, состоящее из проведения социологического исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области социологии (и, возможно смежной отрасли), которые поставлены перед экспертом заказчиком в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Методы производства социологических исследований

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Опрос — сбор количественных данных на основе опросной процедуры. Опрос подразделяется на письменный (посредством анкеты) и устный (посредством интервью, беседы). Строится по методу «воронки»:

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социально-демографическая).

Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий устное вербальное взаимодействие интервьюера с респондентом. Различают стандартизированное и свободное интервью. Свободное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В научной литературе синонимами свободного интервью часто выступают открытое интервью, неструктурированное интервью, глубинное интервью, и др. Выделяют также фокусированное интервью — направленное глубинное интервью, в котором происходит подробное обсуждение одной проблемы, с которой респондент заранее ознакомлен.

4. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработк

Исследуя общественное мнение, социологическая экспертиза выявляет общественное мнение, отношение людей к той или иной проблематике, социальному или политическому явлению, исследует культурную, экономическую, политическую и иные сферы жизнедеятельности. Так, социологическая экспертиза применяется в таких категориях дел как дела, связанные с защитой исключительного права на  средства индивидуализации юридического лица, с оспариванием отказа в регистрации товарного знака (знака обслуживания), по делам о признании материалов экстремистскими.

Использование специальных социологических знаний незаменимо при решении вопроса общеизвестности товарного знака, бренда, логотипа; при определении факта и размера нанесения репутационного вреда. Социологическая экспертиза также применяется при определении наличия (отсутствия) признаков введения потребителей в заблуждение в отношении производителя конкретного товара (услуги) или же их качества.

Выводы, получаемые в рамках социологической экспертизы, обладают высокой степенью надежности и достоверности, так как опираются непосредственно на статистические данные общественного мнения.

  • Социологическая экспертиза и интеллектуальная собственность
  • Социологическая экспертиза в спорах интеллектуальной собственност
  • Социологическая экспертиза рекламы на соответствие законодательству
  • Экспертиза выявления сходства и смешения
  • Судебная социологическая экспертиза в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью
  • Фокус-групп (опрос) как вид социологического исследования
  • Опрос как специальный исследовательский метод

*!Конфиденциальность информации

При производстве социологических исследований эксперты ЧОУ  “ВШЭП” соблюдают максимально возможную анонимность респондентов — общепринятая практика социологических опросов и исследований рынка, закрепленная в официальных документах всех основных профессиональных ассоциаций и объединений, как российских, так и международных.

Профессиональный кодекс социолога, принятый VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 г., гласит: «Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений» (пункт V, часть 1). Аналогичное положение включено в пункт 2.3.2. Этического кодекса Международной социологической ассоциации: «Безопасность, анонимность и неприкосновенность частной жизни участников исследований и информантов должны строго соблюдаться как в количественных, так и в качественных исследованиях». Той же позиции придерживается Европейское общество по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям (ESOMAR). Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований содержит следующие нормы: «Исследователи не должны передавать клиенту личные данные респондентов» (статья 7, пункт «с», часть 2); «Исследователи должны обеспечить все необходимые меры безопасности для защиты от несанкционированного доступа к личным данным респондентов, а также для защиты от каких- либо махинаций с ними или их разглашения» (пункт «d»). Об этом же говорит Кодекс российского Объединения исследователей рынка и общественного мнения: «Анонимность Респондента должна быть строго защищена» (пункт 4.9.2.).

Социологическая экспертиза может разрешать следующие вопросы:

  • Обладает ли исследуемый объект признаками общеизвестного товарного знака?
  • Снижено ли в общественном представлении мнение о конкретном лице в связи с конкретным явлением?
  • Обладают ли сравниваемые обозначения признаками сходства до степени смешения?
  • Ассоциируется ли исследуемое обозначение с конкретным производителем?
  • Иные вопросы.

По результатам исследования судебные эксперты «Вышей Школы Экспертизы и Права» выносят экспертное заключение, содержащее истинные выводы на основании предоставленных данных для исследования.

Popular Articles

Everything Just Becomes So Easy

Lorem Ipsum is simply dumy text of the printing typesetting industry lorem ipsum.

Most Recent Posts

  • All Post
  • SMM и маркетинг
  • Uncategorized
  • Архитектура и дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Блог - образование
  • Бухгалтерия и Аудит
  • Горная промышленность и маркшейдерское дело
  • Государственные закупки
  • Землеустройство
  • Инженерные изыскания
  • Институт судебной экспертизы
  • Информационные технологии и информационная безопасность
  • Кадровое делопроизводство
  • Компьютеры и технологии
  • Контакты
  • Лаборатории
  • Личная Эффективность и Тайм-менеджмент
  • Логистика
  • маркетинг
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Национальная безопасность
  • Нефтегазовое дело
  • Новости ВШЭП
  • Образование
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Обслуживание мед. техники
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Повышение квалификации
  • Подарочные образовательные направления
  • Подъемные сооружения и лифты
  • Политика конфиденциальности
  • Прикладное образование
  • Проектирование
  • Профессиональная переподготовка
  • Психология
  • Сертификаты
  • Сертификация
  • слайдер
  • Стандартизация и метрология
  • Строительство
  • Судебная экспертиза
  • Теплогазоснабжение
  • Транспортная безопасность
  • Фармация
  • Холодильное оборудование
  • Черновик
  • Экологическая безопасность
  • Энергетика
  • Юриспруденция

© 2024 официальный сайт Высшая Школа Экспертизы и Права